Среда, 28.06.2017, 16:52

КЛУБ РОшник

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Как сделать...

Как учить детей составлять проверочную работу
Как учить детей составлять проверочную работу

      Предлагаем два варианта организации уроков составления проверочной работы.

Вариант первый 
Накануне  ребята выполняют небольшую (10-15 минут) самостоятельную работу, целью которой является определение каждым ребенком степени своей готовности к проверочной работе по теме. Выполнив работу и самостоятельно проверив ее (по предложенным результатам), учащиеся знаками фиксируют, насколько они  готовы.
 
Например:
   «уверен, что готов»
   «думаю, что готов»
   «мне еще нужно потренироваться (или разобраться)»


Обычно такие самостоятельные работы показывают, что практически весь класс готов к проверочной работе. Поэтому третьеклассники формулируют задачу следующего урока: «Составить работу по теме, которая поможет увидеть, что мы уже умеем, а чего еще не умеем».

Дома дети подбирают задания, которые с их точки зрения должны войти в работу; записывают решение в тетрадь, а условия  заданий  оформляют  на альбомном листе (каждое на отдельном).

На уроке, собравшись в группы, учащиеся обсуждают имеющиеся задания и отбирают подходящие для проверочной работы. Итогом работы группы является составленная проверочная работа (листы с заданиями  вывешиваются на доску один под другим), и сообщение о том, по какому принципу отбирались задания. 

Таким образом, предметом  межгруппового   обсуждения становятся не столько сами задания, сколько критерии выбора заданий для проверочной работы.

Дети приходят к выводу, что таких критериев несколько:
-проверка сформированности  умений, связанных с этой темой («Нужно подбирать разные задания, потому что можно уметь вычислить площадь фигуры по формуле, но не суметь решить задачу и т.д.») ;
- учет уровня сложности заданий («Все задания не должны быть очень легкими или очень трудными.  Это неинтересно и нечестно.  Но нужно, чтобы было в работе одно задание, с которым справятся все и одно такое, чтобы пришлось поломать голову.»);
- учет объема работы («Работа должна быть такой, чтобы до звонка  ты успел не только ее сделать, но и проверить.»,  «Каждый должен успеть на уроке подумать над сложным заданием.»)

Не обязательно составлять общую работу на основе  предложенных группами детей, достаточно выделить   виды заданий и зафиксировать их.

Например, план проверочной работы по теме «Нахождение площади фигур» выглядел так:
1. Вопросы по теории.
2. Работа с формулами.
3. Простая задача на нахождение площади (стороны) фигуры.
4. Сложная задача.
5. Задание с ловушками.

Учащиеся записывают план в тетради и  делают прогноз  того, как они справятся с такой работой  - рядом с каждым пунктом ставят определенный значок, таким образом, осуществляя прогностическую оценку.
 
Например:
1. Т.
2. Формулы             Фигуры 
3. Фигуры               Формулы
4. Задача
5. Л!
    
Это позволяет ребенку выделить часть содержания темы, которая освоена недостаточно. Целесообразно предложить детям дома поработать с карточкой, содержащей большое количество заданий разного вида. Задача ребенка выбрать и выполнить «свои» задания (способствующие решению его проблем).

Через один-два урока проводится проверочная работа, составленная учителем по плану (в нее входят задания аналогичные тем, что подобраны детьми).

Одним из важных моментов анализа результатов проверочной работы является сопоставление прогностической и реальной оценки, а также  выяснение причин в случае их несоответствия.

Как реализуется описанный вариант работы можно увидеть на примере составления четвероклассниками проверочной работы по теме "Периметр" - описание занятия читайте здесь

Вариант второй
За 5-6 уроков до окончания изучения темы дети начинают готовиться к проверочной работе. Прежде всего, на одном из уроков, собравшись в группы,  они составляют ее план. Планы групп  обсуждаются  фронтально, корректируются и дополняются – так появляется общий план работы. Затем в группах учащиеся договариваются о том, задание какого вида каждый из них готовит дома.

Дома дети решают составленные задания, а их условия записывают на альбомных листах (отдельно каждое).

На следующем уроке, работая в тех же группах, третьеклассники представляют свои задания и отбирают те, которые войдут в проверочную работу. (Поскольку дети знают, что подобранные ими задания станут материалом для домашней подготовки, то их количество не ограничивается.) В конце урока каждая группа сдает учителю свою папку. Учитель договаривается с детьми о сроках написания проверочной работы. Обычно для подготовки дается около пяти дней.

Учитель распределяет детские задания в соответствии с пунктами плана (например: теоретические вопросы, задачи, задания с «ловушками» и т.д.), склеивает их и вывешивает «простыни» с заданиями  каждого вида отдельно. Можно не сортировать задания по видам, а вывесить контрольную работу, составленную каждой группой, отдельно.

В течение нескольких дней учащиеся самостоятельно выбирают задания для работы дома или на дополнительных занятиях, ориентируясь на собственные трудности. Объем таких домашних заданий не регламентируется учителем, но на всех последующих уроках обсуждается количество выполненных заданий и причины, его регулирующие, а также  степень продвижения учащихся  в материале.

Накануне  написания проверочной  работы осуществляется прогностическая оценка ее выполнения (см. вариант 1).

По материалам пособия:
А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова
"Урок в развивающем обучении". - М. : Вита -Пресс, 2008. - 288 с.

Категория: Как сделать... | Добавил: ОленКа (05.02.2011)
Просмотров: 988 | Теги: проверочная работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0