Воскресенье, 22.10.2017, 03:43

КЛУБ РОшник

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Как сделать...

Как вместе с детьми составлять справочник
Как вместе с детьми составлять справочник

В конце 3-го начале 4-го класса, по мнению психологов, происходит обособление внутри совместной деятельности и осуществляется переход от  мы к я вместе с другими, что позже способствует формированию у учащихся индивидуального умения учиться. Такой переход можно осуществить, организовав  с четвероклассниками работу по составлению справочника.

Остановимся подробнее на основных этапах работы учителя и учащихся по созданию, в частности, математического справочника.

Планируя работу по созданию  детьми математического справочника, учителю нужно  стремиться реализовать следующие задачи:
1. Помочь  учащимся в освоении способов анализа содержания учебников математики, созданных по разным программам.
2. Создать ситуацию, в которой у школьников возникнет мотив составления сборника способов действий (на материале математики).
3. Вместе с учащимися разработать структуру каждой страницы справочника  (описание способов действий должно быть задано в виде алгоритмов в знаковой и в словесной формах; заключительным этапом работы по использованию каждого способа действия будет его проверка).
4. Учить детей пользоваться справочником в самостоятельной работе.

Такой подход представляется нам оправданным по трем причинам:
1.    Именно через обучение другого человека способу действия ребенок сам лучше осознает этот способ.
2.    Возможность помочь младшему, научить его чему-то помогает четверокласснику(даже слабоуспевающему) почувствовать себя знающим, умелым, взрослым.
3.    На уроках математики младшие школьники тоже будут открывать эти способы и им  для понимания позиции других людей полезно познакомиться с вариантами работы, предложенными старшими товарищами.

Из опыта работы

Начиная работу по составлению справочника, мы предполагали, что осваиваемый общий способ работы по овладению новыми способами  действия учащиеся позже захотят и смогут перенести и на другие предметы.  И уже в процессе составления третьей страницы справочника по математике один из учащихся предложил в этой же тетради самостоятельно составлять справочник по русскому языку. Его одноклассники в основном поддержали эту идею.
Для того, чтобы узнать мнение всех ребят, мы провели анкетирование.
Мы задали детям вопрос: "Хотел (а) бы ты составлять справочник и по другим предметам?”. Учащиеся написали: «нет» – 4,2 %; «да» – 95,8 %.
На вопрос «По  каким предметам ты хотел (а) бы вести справочник?», дети ответили так: «по всем» – 26,2 %; «на уроках русского, украинского, английского языка» – 61,9 %; «по устным предметам» – 11,9 %.
Примечательно, что двое ребят захотели составлять подобный справочник по химии, хотя данный предмет не изучается в 4 классе.


Опыт показывает, что математический справочник становится  одной из "точек роста” учебной самостоятельности четвероклассников, так как в процессе его создания учащиеся  не только осваивают математическое содержание, но и создают собственное (авторское) средство его освоения.

По материалам пособия:
А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова
"Урок в развивающем обучении". - М. : Вита -Пресс, 2008. - 288 с.
Категория: Как сделать... | Добавил: ОленКа (05.02.2011)
Просмотров: 591 | Теги: справочник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0