Четверг, 14.12.2017, 03:35

КЛУБ РОшник

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Школа для учителя

Еще раз об анализе урока в развивающем обучении

Еще раз об анализе урока в развивающем обучении

Елена Кондратюк, канд. пед. наук, методист Центра психологии и методики развивающего обучения
Если вы взяли неправильную ноту,
то сделайте ее правильной с помощью следующих.
 Джо Пасс, музыкант. 

О важности, значимости анализа урока для становления учителя как профессионала, кажется, не стоит и говорить. Для начинающего учителя - анализ урока первая ступенька к профессии, для профессионала - инструмент постоянного самосовершенствования, для мастера - незаменимый элемент его работы, что-то типа утренней зарядки, которая помогает держать форму.

Учителю, осваивающему систему развивающего обучения (РО), постоянное обращение к рефлексии собственной профессиональной практики, совершенствование умения анализировать урок дает возможность личностного осмысления деятельности. Таким образом он осваивает деятельностный профессиональный уровень, т.е. становится настоящим профессионалом, в отличие от псевдопрофессионала, который "способен  вносить лишь внешние изменения в структуру своих действий” (М.Каминская).

Урок в системе РО - это в определенной степени ситуация неопределенности для учителя. Проектируя тему, планируя урок, он формулирует собственный замысел - по сути, высказывает гипотезу о том, каким образом в конкретной ситуации урока через организацию системы учебных действий в коллективно-распределенной деятельности учащиеся будут усваивать определенное научное понятие. Во время урока он не просто его реализует, находясь в позиции организатора совместной деятельности, он вместе с тем является и ее участником („герой-помощник” по М.Каминской). Для учителя урок является событием так же, как и для учеников: он проживает его вместе с учениками и, исходя из складывающихся ситуаций, постоянно уточняет план-замысел, ориентируясь на существенное, удерживая предмет деятельности в его многоаспектности (взаимосвязь учебной задачи, индивидуальной учебной деятельности, коллективно-распределенной учебной деятельности и коммуникации).

Таким образом, важность анализа урока для учителя РО сложно переоценить. Это главный инструмент рефлексии педагогической деятельности, позволяющий учителю ставить новые профессиональные задачи и связанные с ними задачи личностного развития и отслеживать их достижение.

Считается, что учитель анализирует каждый из проведенных им уроков и систематически посещает и анализирует уроки коллег. К сожалению, практика далека от этого идеала.

Во время курсовой подготовки в Центре психологии и методики развивающего обучения слушатели учатся проектировать, планировать и анализировать урок. Эта работа продолжается в рамках городских и школьных методических объединений учителей, творческих групп. Но анализ урока не всегда становится обязательным элементом работы учителя, не проводится после каждого урока.
Почему мощный потенциал анализа используется не в полной мере? Учителя, которых мы об этом спрашивали, чаще всего указывали на сложность схем анализа урока, недостаток времени на тщательное осмысление.

Стараясь избежать идеализации, поговорим лишь о двух крайне необходимых учителю формах работы: развернутом анализе урока как системы и экспресс-анализе (коротком анализе) урока.

Развернутый анализ урока как системы


Целью развернутого анализа урока как системы является выявление эффективности совместной деятельности учителя и учеников через установление целесообразности и оптимальности способов организации деятельности на каждом из этапов урока.

Исходя из понимания многоаспектности предмета деятельности педагога РО, во время анализа урока учителю нужно держать в поле зрения все ее аспекты (учебная задача, индивидуальная учебная деятельность, коллективно-распределенная учебная деятельность, коммуникация) и взаимосвязи между ними.

"Клеточкой” такого анализа, должна стать организация деятельности учащихся, т.е. каждый из элементов урока нужно рассматривать сквозь призму создания условий для проявления учащимися субъектной позиции в процессе учения. Поясним это на примере целей урока и методов обучения.

Относительно целей урока возможны такие варианты:
  • цели нечетко (формально) формулируются учителем;
  • цели четко формулируются (т.е. в критериях результата - чему должен научиться ребенок за урок) и удерживаются на уроке учителем;
  • выделяется как одна из целей, планируется и организовывается на уроке робота по привлечению учащихся к определению цели урока, по пониманию и принятию цели, мотивированию ее достижения;
  • планируется и организовывается на уроке привлечение учащихся к корректированию, уточнению, изменению целей учитывая конкретную ситуацию урока.
Относительно методов обучения можно выделить также, по крайней мере, четыре варианта их выбора и использования на уроке:
  • выбор методов лишь с ориентацией на этапы урока и содержание обучения;
  • учет во время выбора метода данных психологической и педагогической диагностики (типичные ошибки и их причины);
  • выбор учителем методов, предполагающих привлечение учащегося как субъекта на всех этапах его деятельности и следование избранному плану независимо от того, как разворачивается ситуация урока;
  • изменение при необходимости запланированных методов во время урока (по данным оперативной педагогической диагностики).
Понятно, что в обоих приведенных примерах лишь последние варианты описывают ситуации, в которых учитель не просто предусматривает, а и создает условия для реализации субъектной позиции учащегося на уроке.

К развернутому анализу урока следует обратиться после посещения учебных уроков, как элемента методической работы школы и открытых уроков. Наиболее полная схема такого анализа представлена в книге Ю.Конаржевского „Анализ урока”. Стоит воспользоваться возможностью провести развернутый анализ урока в группе коллег.

Овладеть приемами анализа урока помогает специальная работа с конспектами или видеозаписями уроков.

Конспект урока отражает замысел автора в очень сжатой форме. Фактически во время анализа мы должны попробовать воссоздать его, ориентируясь на существенные моменты. А значит, такая работа учит нас выделять существенное. Для учителя развивающего обучения это означает хорошо видеть, тот фрагмент учебной деятельности, которым, собственно, должен быть этот урок, основное учебное действие, для формирования и развития которого он должен создать условия.

Схема развернутого анализа урока по его конспекту может быть такой:
1. По теме урока, учебной цели и типу установить его место в учебном курсе и в процессе формирования учебной деятельности. Определить основное учебное действие, формирование которого является задачей урока.
2. Спрогнозировать результаты, которые должны быть получены.
3. Руководствуясь уже определенным, установить соответствие цели урока его теме и типу.
4. Установить соответствие структуры урока заявленному типу.
5. Относительно каждого этапа урока по запланированным видам работы и конкретными заданиям установить целесообразность использованных методов и форм работы. Определить степень направленности учебных заданий на достижение цели урока.
6. Сделать вывод о способности урока (проведенного по анализируемому конспекту) достичь прогнозируемых результатов.

Анализируя видеозапись урока, мы можем увидеть реализацию замысла и действия учителя в моменты, возникающие непосредственно во время урока. Видеоурок анализируется по той же схеме, что и реально посещенный урок, с тем отличием, что при необходимости мы можем пересмотреть отдельные фрагменты или урок в целом.

Тщательно проанализировать урок нужно в случае, когда нам не удается найти ошибку самостоятельно (или мы не уверены, что нашли ее). Обычно мы обращаемся к коллеге с просьбой прийти на урок и "посмотреть, что не так”. Вместе мы должны пересмотреть каждый из его этапов на предмет целесообразности, содержательности, соответствия форм и методов и т.п.. Для этого следует воспользоваться схемами анализа урока по его типу (такие схемы представлены в книге А.Воронцова "Практика развивающего обучения”).

Постоянно использовать схемы для анализа урока важно по двум причинам.

Во-первых, в начале освоения дидактической системы, как правило, учитель удерживает в поле зрения один из аспектов деятельности на уроке, не уделяя достаточного внимания другим. Так, педагоги часто сосредоточиваются на содержании учебных предметов и экономят время на организации коллективно-распределенной деятельности, на постановке учебных задач самими учащимися. Вместе с тем, каждый из вопросов схемы анализа ориентирует на определенный аспект, а их система воссоздает все аспекты урока в РО. Следование схеме анализа дает возможность объективировать в сознании другие аспекты деятельности, сделать их "видимыми” не только во время анализа урока, но и на этапе его проектирования и планирования и удерживать во время проведения.

Во-вторых, последовательно отвечая на вопросы, учитель получает представление о собственном владении содержанием учебного предмета и правильности его отбора и подачи, владении технологией конструирования и проведения урока в РО (определение типа урока, его структуры, развертывание этапов в реальном уроке через использование целесообразных методов и форм), умении организовывать учебное сотрудничество, учебный диалог.

Также как для ученика результатом анализа ситуации, в которой не срабатывает усвоенный способ, становится постановка задачи на поиск нового способа действия, для учителя результатом анализа урока должно стать не только уточнение цели деятельности, определение целей следующего урока, а и уточнение (постановка) задачи профессионального развития.

Экспресс-анализ (короткий анализ)

Экспресс-анализ стоит проводить после каждого проведенного или посещенного урока, чтобы зафиксировать его положительные моменты и те, что нуждаются в отдельном внимании, осмыслении и, возможно, коррекции.

Целью короткого самоанализа урока является, прежде всего, определение учителем того, насколько удалось реализовать замысел урока, зафиксированный в цели урока и смоделированный, детализированный в плане-конспекте, а также оценить эффективность проведенного урока. Вопросы для такого анализа представлены в книге А.Дусавицкого, Е.Кондратюк, И.Толмачовой, З.Шилкуновой „Урок в развивающем обучении”.

Простейшая схема такого анализа
аналогична схеме итоговой рефлексии, являющейся обязательным элементом урока в системе развивающего обучения, и состоит из трех частей: эмоциональной, содержательной и прогностической.

Вопросы эмоциональной части дают возможность вывить собственные ощущения, впечатление от проведенного урока (удачный-неудачный, трудный-легкий, интересный-неинтересный и т.п.). Обязательно выделяйте положительные моменты - это свидетельство вашего роста (обретение определенных профессиональных умений или развития личностных черт).
 
Вопросы содержательной части направлены на анализ результативности и целеустремленности действий ученика и учителя, выяснение соотношения между целью (и целью, совместно поставленной на уроке учащимися и учителем, и профессиональной задачей, поставленной перед собой педагогом), полученным результатом и затратами.

Важно проанализировать каждый из пластов урока РО:
  • пласт усвоения учебного содержания (работа с системой теоретических понятий, представленных системой учебных задач, формирование теоретического типа мышления);
  • пласт организации учебной деятельности учащихся (система учебных действий);
  • пласт коммуникации (формы сотрудничества).
Вопросы содержательной части аналогичны анализу урока по типу, но выборочному, исходя из проблемы.
 
Прогностическая часть содержит несколько вопросов для уточнения проекта изучения темы и моментов, которые необходимо учесть при подготовке и проведении следующих уроков.
 
Проведение такого анализа, по крайней мере, в начале работы (не только работы в школе, но и освоения новой дидактической системы), должно сопровождаться фиксацией результатов (лучше в табличной форме). Следует записать и возможные причины возникших проблем. Фиксирование результатов продолжительное время (по меньшей мере, в течение месяца) позволяет выделить типичные проблемы как в организации деятельности учащихся на уроке, так и в собственной деятельности и точнее определить их причины, а значит, приблизиться к решению.

Если на уроке присутствуют ваши коллеги, можно предложить им выполнить экспресс-анализ и заполнить таблицу (ответить на вопросы) и сравнить полученные результаты. Вопросы, которые возникнут, возможно, являются точками роста вашей профессиональной компетентности.

К экспресс-анализу стоит прибегнуть и во время (или после) посещения урока, если незапланирован его развернутый анализ. Обязательно сделайте такой анализ для себя, лучше письменно, в специально отведенном блокноте - это не только тренирует умение его выполнять, а и настраивает на удержание всех аспектов деятельности и дает возможность воспользоваться опытом учителя. Часто посетив урок, мы ограничиваемся благодарностью коллеге, который его провел. Однако, доброжелательный "взгляд с последней парты” - это то, чего нам иногда так не хватает, и то, что нас существенно продвигает на пути к настоящему мастерству. Стоит конструктивно высказать свою мысль, остановиться как на положительных моментах урока, так и на спорных, на ваш взгляд, ситуациях. Это не противоречит профессиональной этике, но свидетельствует о том, что каждый из нас готов делиться опытом и воспринимать опыт других.

Даже короткий анализ урока помогает учителю: отделить главное в его работе от второстепенного, отработать использование определенных методов, приемов в конкретной ситуации урока и отследить их эффективность, выявить собственные типичные ошибки.

Итак, грамотный анализ урока – действенное средство повышения эффективности обучения и профессионального развития учителя. Важно точно определять цели и задачи анализа, правильно использовать этот инструмент и анализировать уроки систематически, упражняясь, совершенствуя соответствующие умения и получая удовольствие от роста собственных профессиональных возможностей.
Категория: Школа для учителя | Добавил: ОленКа (10.04.2011)
Просмотров: 4261 | Теги: урок в РН, анализ урока | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0