Понедельник, 21.08.2017, 00:11

КЛУБ РОшник

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Школа для учителя

Умение организовать сотрудничество как профессиональное качество учителя.


Марина Удовенко, кандидат психол. наук, доцент кафедры социальной работы и психологии, руководитель психологической службы ХГУ «НУА», г.Харьков

Изменения, которые состоялись в обществе за последние несколько лет, показали, что учителя - это  одна из наименее защищенных категорий общества. Речь идет, в первую очередь, о психологической незащищенности. Профессия учителя предусматривает постоянное взаимодействие, беспрерывное общение с учениками, их родителями, коллегами. Конечно, общение это наибольшая роскошь, но и наибольшая ответственность, работа, напряженная работа. Особенно сейчас, когда разрыв поколений особенно глубокий и сложно преодолимый. Учителю необходимо уметь самоопределяться в быстроменяющемся мире, уметь сохранять  душевное равновесие в разных ситуациях, получать радость от общения и просто жить полноценной жизнью. 

Вашему вниманию представляется тренинг для учителей по организации сотрудничества на всех уровнях: с родителями, учениками, коллегами.

Предлагаемая программа задумывалась как учебный семинар по организации сотрудничества для педагогов средней экономико-правовой школы ХГУ «НУА». Однако в процессе проведения (а особенно по окончании) обнаруживался дополнительный эффект. Учителя говорили о том, что им стало намного легче, они поняли, что не все проблемы они должны обязательно решать, и что есть вообще «чужие» проблемы, которые решать в принципе невозможно. Представленный тренинг проводился также и с учителями г. Киева.

Программа тренинга по организации сотрудничества для учителей

Цель: активизация сознания, расширение границ видения, активизация целостного творческого мышления, как следствие - снижение напряжения в работе.

Необходимое время: 1ч. 20 мин. - 2 часа.

Материалы: листы с «проблемами», листы с миной-тестом, ручки, памятки участникам.

Подготовка: за несколько дней до тренинга проводится интервью учителей относительно трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе организации сотрудничества детей, их родителей, коллег. Данные обобщаются в виде таблицы, которая тиражируется по числу участников. Следует отметить, что проблемы, представленные в приложении, можно переформулировать в стиле «как быть с...?» („как научить...”, „что делать, если...” и т. п.). Такие формулировки, на наш взгляд, настраивают участников на поиск конструктивных решений.
Заранее тиражируются памятки для участников.

ПРОЦЕДУРА

1. Что такое СОТРУДНИЧЕСТВО? (индивидуальная работа в кругу).

Участники садятся в круг. В нашем случае они хорошо знакомы. Тема встречи также известна. Для начала работы ведущий просит каждого назвать свои ассоциации, связанные со словом «сотрудничество». Если есть возможность, желательно свои ассоциации нарисовать и потом предъявить участникам круга. После того, как будет услышан последний участник, ведущий просит объединиться в группы с теми, у кого были подобные, созвучные ассоциации.


2. Рефлексия полученных ситуаций (индивидуальная работа, в группах, общий круг).

 Каждому участнику ведущий выдает список трудностей, которые заранее были выявлены в результате интервью. (Приблизительный список трудностей смотрите в приложении). Ведущий просит каждого участника на своем листе обозначить их как «проблемы» учителя - буква В, детей - буква Д, родителей - Р.

После того, как последний участник закончит эту работу, ведущий просит в группе обсудить индивидуальные мысли и выработать единый для группы перечень «проблем». Другими словами, ответить на вопрос: «Чья это проблема?» по каждой из позиций. Эта часть работы проходит довольно бурно. Часто к концу обсуждения у многих наступает катарсис по поводу количества учительских проблем.

Дальше все возвращаются в общий круг и озвучивают результаты дискуссии. В конце круга ведущий может акцентировать внимание на чувствах: «Как вы себя чувствуете под этим грузом?».

Дальше предлагается поиск конструктивных путей выхода из ситуации.


3. Философия путей выхода из проблемной ситуации.

Участникам предлагается определить, как они чаще всего ведут себя в проблемной ситуации. Для этого каждому дается напечатанный мини-тест,состоящий из двух вопросов, касающихся типичного поведения человека в проблемной ситуации. По сути, вопрос заключается в следующем: как чаще всего я веду себя при столкновении с проблемой?

Ведущий акцентирует внимание на том, что отвечать необходимо предельно честно, и ответы будут доступны только самому участнику.


Мини-тест КАК Я РЕШАЮ ПРОБЛЕМЫ?
1. Что я делаю, если проблема не моя?
А) Обвиняю другого или обстоятельства в том, что проблема не решается
Б) Обвиняю себя в том, что я не могу решить проблемы другого
В) Предоставляю право другому иметь нерешенные проблемы, спокойно к ней (проблеме) отношусь, даю понять другому что проблема ЕСТЬ и она МОЯ тоже (разъясняю, задаю наводящий вопрос), и ПРЕДЛАГАЮ ИСКАТЬ ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ВМЕСТЕ.
Г) Ничего (меняю отношение к проблеме)
 
2. Что я делаю, если это моя проблема?
А) Обвиняю другого или обстоятельства в том, что проблема не решается
Б) Обвиняю себя в том, что проблема не решается
В) Даю себе право иметь неразрешенные проблемы, спокойно начинаю поиск путей решения проблемы (читаю, спрашиваю у коллег, хожу на семинары или тренинги, ПЕРЕОСМЫСЛИВАЮ, верю в себя, ПРОБУЮ найденный путь)
Г) Ничего (меняю отношение к проблеме)

После того, как участники определились, ведущий анализирует каждый из четырех возможных вариантов ответов на предмет их эффективности. Например, обвинение другого плохо отражается на других, ситуативно «хорошо» на мне, при этом задачи не решается. При обвинении себя - плохо мне, другим - может быть и хорошо, так как они ничего не знают о моем чувстве вины. Дело при этом остается нерешенным. Конструктивными можно считать только варианты В) и Г), так как они дают комфортное состояние для всех и решение проблемы. Однако вариант Г) можно считать довольно сложным (проще сказать, чем сделать), поэтому ведущий предлагает оставить его для отдельного разговора по желанию, а сейчас сосредоточиться на варианте В) - поиска конструктивных путей решения.



Памятка участнику
Философия Путей выхода из проблемной ситуации

      


4. Поиск алгоритма решения ситуаций (работа в кругу).

Ведущий в кругу предлагает сосредоточиться на варианте В) - поиск путей решения. Как алгоритм может быть разработан приблизительно такой путь:

Если проблема моя, то я :
  • предоставляю себе право иметь неразрешенные проблемы,
  • спокойно начинаю поиск путей решения проблемы
  • читаю, спрашиваю у коллег, хожу на семинары и др.
  • ПЕРЕОСМЫСЛИВАЮ
  • верю в себя и
  • ОПРОБУЮ  найденный путь
Если проблема не моя, то я:
  • предоставляю право другому иметь нерешенные проблемы,
  • спокойно  отношусь к ней,
  • даю понять другому что проблема ЕСТЬ и она МОЯ также
 
Чаще всего возникает вопрос  - как объяснить другому, что есть общая проблема, при этом не обидеть, не настроить против себя, а сделать сотрудником? Здесь может быть уместна мини лекция ведущего о Я-Сообщении и Ты-сообщении, о временном и постоянном языке. При этом участникам предлагаются памятки. Если позволяет время, можно в группах разыграть несколько ситуаций из списка. Однако опыт показывает, что на этом можно подвести итог и наметить темы для следующих встреч.

Памятка участнику
Как дать понять другому, что есть проблема?






























5. Итоговая рефлексия.




Приложение


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

УЧИТЕЛЬ - ДЕТИ
  • Как научить детей придерживаться норм сотрудничества относительно одноклассников, которые имеют «непривычные» для детей особенности поведения и психики. Как с этим быть?
  • Как выработать нормы школьного поведения?
  • Что такое позиция школьника и как ее формировать?
  • Как преодолеть детский эгоцентризм?
  • Как научиться предоставлять детям больше самостоятельности?
  • Как научиться совершенствовать групповую работу?
  • Как быть с невнимательностью, пассивностью, медлительностью, неумением слышать друг друга у детей?
  • Как научить детей самостоятельно доводить до конца активно начатое дело?
  • Как научить ребенка преодолевать собственную стыдливость   

РЕБЕНОК - РЕБЕНОК
  • Как научить детей преодолевать свой эгоцентризм?
  • Как быть с разным уровнем интеллектуального развития детей (слишком большой разрыв)
  • Как научиться во фронтальной работе с детьми меньше брать инициативу на себя?
  • Как научить детей 1-го класса находить пути выхода из конфликтных ситуаций и оценивать себя критически?
  • Как научить детей высказывать свою мысль?
  • Как быть с неумением слышать другого? (слышит только себя)
  • Как научить детей не только слышать мысль другого, но и объединять ее со своей с целью принятия общего решения?
  • Как быть с высокой детской утомляемостью (быстро «отключаются»)?
  • Как использовать конфликт в воспитательных целях?
  • Как формировать контроль и самооценку у ребенка?

УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛИ
  • Как быть с непринятием родителями своего ребенка, их неумением и нежеланием придерживаться рекомендаций учителя?
  • Как быть с отсутствием азов педагогической культуры у родителей (они не понимают, что начинать нужно с себя)?
  • Как научиться приближать родителей к общей проблеме?
  • Как быть с пассивностью родителей?
  • Как быть, если родители заранее настроены на негатив, хотят слышать только хорошее о ребенке, не обращая внимание на те качества (действия), которым следует уделять внимание?
  • Как быть с нежеланием (отсутствием времени) интересоваться процессом роста ребенка и ориентацией исключительно на контроль результата (высшие баллы по предметам)?
  • Как быть с мнением, что «школа решит все проблемы»?
  • Как быть со склонностью родителей видеть только своего ребенка?
  • Как быть с тревожностью родителей и чрезмерной опекой ребенка?


Литература.

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М. : Прогресс, 1988. – 400 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?
3. Леви В. Искусство быть другим. - Спб. : «Питер», 1994. – 190 с.
4. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать.
5. Цукерман Г. А. Класс как учебное сообщество. - М.,2003
6. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 35 - 43.



Категория: Школа для учителя | Добавил: ОленКа (12.02.2011)
Просмотров: 1306 | Теги: сотрудничество, учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0