Четверг, 14.12.2017, 03:35

КЛУБ РОшник

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мысли вслух

Когда дети растут

Когда дети растут


Рост - это непрерывный и неудержимый процесс, в котором пребывают дети. Отсюда якобы сама собой вытекает мысль, что ничего особого нам, взрослым, делать для этого и не нужно - „природа знает сама”, просто не надо ей мешать. Относительно роста в прямом смысле слова, эта мысль, наверное, справедлива. Сложнее с психологическим развитием, ростом-взрослением. Впрочем, что об этом всём думают сами дети? Их мы и спросили о том, что им помогает расти, имея в виду прежде всего школьную жизнь-учёбу. Дети с гордостью не только рассказывали о школе, но коснулись и других тем. Мы послушали, записали, добавили собственные соображения, и вот что у нас получилось...

Дети растут с радостью, когда ощущают поддержку взрослых.
Все дети благодарили родителей, дедушек и бабушек, учителей за то, что они "помогают что-то делать”, "заботятся”, "учат” - понимая это как самое важное условие взросления.
На наш взгляд, для нас, взрослых, сложным, но крайне важным моментом является помощь с верой в ребенка, в его способность действовать самостоятельно.  Симон Соловейчик считал, что „сознательное бездействие” (отказ от прямого действия) – одно из сильнейших педагогических действий. Помогать, а не делать за ребенка - значит давать ему возможность действовать по мере его сил на каждом этапе взросления. (Вы разрешите ребенку самостоятельно одеться или иметь собственную мысль?  А может, и то, и другое?)

Поддержка взрослых — это и безоценочное принятие личности каждого ребенка, и почтительное конструктивное отношение к его действиям, поступкам. Безоценочное отношение —  питательная среда, фон, основа основ, благодаря которой ребенок получает доверие, которое дает ему ощущение защищенности, безопасности. Почтительное, серьезное и конструктивное отношение к  действиям ребенка – стимул для роста, развития, поддержка в ситуации риска (развитие – это всегда шаг в неизвестное, а, значит, всегда риск).

Когда уверенно и настойчиво двигаются к собственной мечте.
Когда учат ставить цели и достигать их.

Дети - известные мечтатели. И самая сокровенная их мечта - стать взрослыми. Об этом все они и писали. И хотя они не упоминали других своих мечтаний-желаний, но мы, взрослые, чудесно понимаем, как важно осуществить свою мечту. "Лишь воплощение в жизнь мечты детства может сделать счастливым” (Зигмунд Фрейд). У каждого из нас была (есть) такая мечта, которая побуждала к действиям, стремлению, благодаря которым мы росли. Именно на пути к собственной мечте дети закаляются, крепнут, приобретают жизненный опыт, взрослеют.

Вера в возможность чего-нибудь - естественная черта детства. Для ребенка, как правило, не существует  "не могу”. Если мы поддерживаем эту веру ребенка в себя-”всемогущего”, она постепенно учит видеть в каждой проблеме задачи, которую можно (и интересно!) решать. Это важно еще и потому, что „решение задач является самой характерной деятельностью человека” (Дьордь Пойя).

Наша, взрослых, задача и заключается в том, чтобы помочь ребенку осуществлять мечты, двигаться к цели, превращая задачи в учебные: дать ему возможность осознать, где, когда и как он учится, взрослеет, растёт.

Когда погружаются в увлекательный процесс преодоления трудностей. И побеждают. И переживают радость успеха.
Продвигаться к поставленным целям можно по-разному.
Можно идти дорожкой, проложенной взрослым, например, учителем, который знает, где и каких средств не будет хватать, а потому заранее побеспокоится о том, чтобы дети их получили. (Однако ни для кого не секрет: детям вредно то, что им предлагают, руководствуясь наилучшими соображениями, а полезно до, чего они доживают (дорастают) сами.)

А можно двигаться маршрутом, который продуман таким образом, что дети постоянно наталкиваются на неожиданности, оказываются в сложных ситуациях. И тогда сначала у них возникает потребность в том или ином знании, способе, и лишь потом, осознав недостаток средств, дети их отыщут (создадут, откроют) сами или вместе со взрослым. В этом случае результатом становятся добытые собственными усилиями прочные и глубокие знания, полученные навыки. И, что крайне важно, еще ряд очень необходимых способностей, в частности способность к поиску. Вспомним: "Человек, который хотя бы один раз схватил кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел” (Марк Твен).

"Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Когда учатся размышлять и спрашивать.
"Мне помогает расти обучение” — этим тезисом пестрят детские рассказы. Это целиком закономерно, поскольку в детском понимании "взрослые — это люди, которые всё знают”.  Благодаря обучению расширяются границы детского видения мира: "Я учусь, познаю все новое и новое — и становлюсь взрослым”.

Обучение начинается с вопроса. И хотя, на первый взгляд, дети и так умеют спрашивать (вспомним "возраст "почемучек”), но не будем преуменьшать в этом процессе роль взрослых, той воспитательной среды, которую они создают для ребенка. Здесь дети получают понимание ценности решения проблем, учатся размышлять и спрашивать.

"Те, кто умеют мыслить, умеют задавать вопрос” (Елисон Кинг). Задача школы - научить детей „смотреть в корень”: искать принцип, общий способ действия. Естественный, а потому наиболее эффективный способ его реализации - организовать обучение не как "сообщение”, а как выведение знания в процессе особой деятельности над учебным материалом (учебной деятельности), воплощая принцип, сформулированный Спинозой: "Хочешь познать вещь - построй ее”.

Что бы увидеть главное, существенное в предмете (не важно, речь идет о величинах, числах или звуках речи, слова и т.п.), нужно действовать с ним, изменять, преобразовывать его, выдвигать гипотезы и задавать вопросы. Именно такие "умные вопросы” (которые уже содержат не только формулировку проблемы, а и некоторые  предположения относительно путей ее решения), адресованные учителю, и являются первым шагом на пути овладения умением учиться. „Все истины очень просты, стоит лишь их открыть; дело только в том, чтобы открыть их” (Галилео Галилей).

Видеть главное — значит еще и учить главному. Объясним мысль и воспользуемся для этого метафорой. Отправляясь в длительное странствие по незнакомой стране, мы, наверное, позаботимся об изучении языка, на котором общаются ее жители. И горе путешественнику, который, не желая учить язык, будет полагаться на старые путеводители или, еще хуже, будет стараться просто запоминать внешние признаки пути.  Есть ли у него шанс найти одну и ту же дорогую второй раз? А проложить удачный маршрут? Относительно учебных предметов, например, начального курса математики, это значит, что его целью должно стать изучение математического языка (языка знаков) и овладение умением им пользоваться (решать задачи, уравнения, выполнять определенные арифметические действия с числами и т.п.).
 

Недаром каждое детское сочинение содержит перечень умений, полученных за время обучения, вещей, которые удалось открыть. Дети пишут, что выросли, открывая для себя таблицу умножения и деления, изучая дроби, язык танца и вежливого общения. Итак, учить можно легко. Быстро растет тот, кто учится с удовольствием. Откроем эту истину детям, и они будут расти радостно.

Когда  помогают другим, учатся вместе.
"Я расту, когда я помогаю” - эти слова детей свидетельствуют о справедливости известной  формулы "Когда учу, учусь”.

Вместе с товарищами не страшно и интересно рисковать - ребенок учится спокойно анализировать, быть инициативным и искать новое. Вместе нелегко работать, нужно со всеми договориться - ребенок учится доказывать, объяснять, учитывать мнение других, отстаивать собственное, согласовывать общие решения. „Самая большая роскошь - это наслаждение понимания” (Леонардо да Винчи). Вместе можно сделать дело быстрее - ребенок учится распределять роли и ответственно исполнять каждую из них. А еще общая работа - это возможность Поступка: уступить в чем-то ради общей цели, забыть на время о собственном "Я” и позаботиться о товарище, словом, сделать то, о чем дети писали так - "Мне помогают расти добрые поступки”.

И напоследок о том, чего дети не написали.

Дети растут, когда  учатся расти.
Важнейшим и самым желанным результатом школьного обучения считается способность ребенка к саморазвитию.

Не секрет, что рост может происходить и стихийно, неосознанно. А может и вообще не происходить, как в известной ситуации, описанной замечательным психологом В.В.Давидовым - „что проспал Ваня”. Ребенок научился новому и не заметил, как вырос. Полностью погруженный в процесс познания математики, Ваня не заметил... себя растущего, не осознал, как это произошло. Поэтому в конце урока на вопрос учительницы о том, чему дети научились, уверенно отвечает, что и раньше это знал. Ребенок остался тем, кого учат. Не произошло главное событие обучения - встреча с собой, который учится.

Что мы теряем, когда не заботимся о том, чтобы передать ученикам инструменты саморазвития? Когда не акцентируем на этом внимание детей? Ответ очевиден.

Прежде всего, дети не приучаются к мысли о важности постоянного саморазвития, даже хуже: у них не формируется ценностное отношение к росту, который собственно и является смыслом жизни.  Дети не приобретают (не перенимают, не создают собственных, не открывают, не ищут) способов и средств саморазвития и остаются беспомощными перед новыми проблемами, которых не жалеет для них жизнь.

Что значит учить расти? Заберите частицу "не”: создадим условия для свободного и радостного роста, откроем, найдем вместе с ними необходимые способы, позаботимся о том, чтобы они их присвоили. И лучше учить расти вместе, погружаясь в совместно-распределенную деятельность, где каждый выполняет собственную роль!

Понятно, что перечисленные моменты не исчерпывают темы. Тем не менее, задают важные ориентиры.

Остается лишь добавить, что в воспитании, как отмечал Симон Соловейчик, "и один в поле воин” - даже один взрослый в силах изменить к лучшему жизнь ребенка, создать условия для его развития. А если нам объединить усилия?!

Ирина Васильченко, Елена Кондратюк,
специально для газеты "Початкова освита".


Статья на украинском языке напечатана в газете "Початкова освита". - 2011. - № 2.


Категория: Мысли вслух | Добавил: ОленКа (05.02.2011)
Просмотров: 1127 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: