Рост - это
непрерывный и неудержимый процесс, в котором пребывают дети. Отсюда
якобы сама собой вытекает мысль, что ничего особого нам, взрослым,
делать для этого и не нужно - „природа знает сама”, просто не надо ей
мешать. Относительно роста в прямом смысле слова, эта мысль, наверное,
справедлива. Сложнее с психологическим развитием, ростом-взрослением.
Впрочем, что об этом всём думают сами дети? Их мы и спросили о том, что
им помогает расти, имея в виду прежде всего школьную жизнь-учёбу. Дети с
гордостью не только рассказывали о школе, но коснулись и других тем. Мы
послушали, записали, добавили собственные соображения, и вот что у нас
получилось...
Дети растут с радостью, когда ощущают поддержку взрослых. Все дети
благодарили родителей, дедушек и бабушек, учителей за то, что они
"помогают что-то делать”, "заботятся”, "учат” - понимая это как самое
важное условие взросления. На наш взгляд, для
нас, взрослых, сложным, но крайне важным моментом является помощь с
верой в ребенка, в его способность действовать самостоятельно. Симон
Соловейчик считал, что „сознательное бездействие” (отказ от прямого
действия) – одно из сильнейших педагогических действий. Помогать, а не
делать за ребенка - значит давать ему возможность действовать по мере
его сил на каждом этапе взросления. (Вы разрешите ребенку самостоятельно
одеться или иметь собственную мысль? А может, и то, и другое?)
Поддержка взрослых —
это и безоценочное принятие личности каждого ребенка, и почтительное
конструктивное отношение к его действиям, поступкам. Безоценочное
отношение — питательная среда, фон, основа основ, благодаря которой
ребенок получает доверие, которое дает ему ощущение защищенности,
безопасности. Почтительное, серьезное и конструктивное отношение к
действиям ребенка – стимул для роста, развития, поддержка в ситуации
риска (развитие – это всегда шаг в неизвестное, а, значит, всегда риск).
Когда уверенно и настойчиво двигаются к собственной мечте. Когда учат ставить цели и достигать их. Дети - известные
мечтатели. И самая сокровенная их мечта - стать взрослыми. Об этом все
они и писали. И хотя они не упоминали других своих мечтаний-желаний, но
мы, взрослые, чудесно понимаем, как важно осуществить свою мечту. "Лишь
воплощение в жизнь мечты детства может сделать счастливым” (Зигмунд
Фрейд). У каждого из нас была (есть) такая мечта, которая побуждала к
действиям, стремлению, благодаря которым мы росли. Именно на пути к
собственной мечте дети закаляются, крепнут, приобретают жизненный опыт,
взрослеют.
Вера в возможность
чего-нибудь - естественная черта детства. Для ребенка, как правило, не
существует "не могу”. Если мы поддерживаем эту веру ребенка в
себя-”всемогущего”, она постепенно учит видеть в каждой проблеме задачи,
которую можно (и интересно!) решать. Это важно еще и потому, что
„решение задач является самой характерной деятельностью человека”
(Дьордь Пойя).
Наша, взрослых,
задача и заключается в том, чтобы помочь ребенку осуществлять мечты,
двигаться к цели, превращая задачи в учебные: дать ему возможность
осознать, где, когда и как он учится, взрослеет, растёт.
Когда погружаются в увлекательный процесс преодоления трудностей. И побеждают. И переживают радость успеха. Продвигаться к поставленным целям можно по-разному. Можно идти
дорожкой, проложенной взрослым, например, учителем, который знает, где и
каких средств не будет хватать, а потому заранее побеспокоится о том,
чтобы дети их получили. (Однако ни для кого не секрет: детям вредно то,
что им предлагают, руководствуясь наилучшими соображениями, а полезно
до, чего они доживают (дорастают) сами.)
А можно двигаться
маршрутом, который продуман таким образом, что дети постоянно
наталкиваются на неожиданности, оказываются в сложных ситуациях. И тогда
сначала у них возникает потребность в том или ином знании, способе, и
лишь потом, осознав недостаток средств, дети их отыщут (создадут,
откроют) сами или вместе со взрослым. В этом случае результатом
становятся добытые собственными усилиями прочные и глубокие знания,
полученные навыки. И, что крайне важно, еще ряд очень необходимых
способностей, в частности способность к поиску. Вспомним: "Человек,
который хотя бы один раз схватил кошку за хвост, знает о котах
значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел”
(Марк Твен).
"Не судите о
способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто
мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот
главное мерило” (Антуан де Сент-Экзюпери).
Когда учатся размышлять и спрашивать. "Мне помогает расти
обучение” — этим тезисом пестрят детские рассказы. Это целиком
закономерно, поскольку в детском понимании "взрослые — это люди, которые
всё знают”. Благодаря обучению расширяются границы детского видения
мира: "Я учусь, познаю все новое и новое — и становлюсь взрослым”.
Обучение начинается
с вопроса. И хотя, на первый взгляд, дети и так умеют спрашивать
(вспомним "возраст "почемучек”), но не будем преуменьшать в этом
процессе роль взрослых, той воспитательной среды, которую они создают
для ребенка. Здесь дети получают понимание ценности решения проблем,
учатся размышлять и спрашивать.
"Те, кто умеют
мыслить, умеют задавать вопрос” (Елисон Кинг). Задача школы - научить
детей „смотреть в корень”: искать принцип, общий способ действия.
Естественный, а потому наиболее эффективный способ его реализации -
организовать обучение не как "сообщение”, а как выведение знания в
процессе особой деятельности над учебным материалом (учебной
деятельности), воплощая принцип, сформулированный Спинозой: "Хочешь
познать вещь - построй ее”.
Что бы увидеть
главное, существенное в предмете (не важно, речь идет о величинах,
числах или звуках речи, слова и т.п.), нужно действовать с ним,
изменять, преобразовывать его, выдвигать гипотезы и задавать вопросы.
Именно такие "умные вопросы” (которые уже содержат не только
формулировку проблемы, а и некоторые предположения относительно путей
ее решения), адресованные учителю, и являются первым шагом на пути
овладения умением учиться. „Все истины очень просты, стоит лишь их
открыть; дело только в том, чтобы открыть их” (Галилео Галилей).
Видеть главное —
значит еще и учить главному. Объясним мысль и воспользуемся для этого
метафорой. Отправляясь в длительное странствие по незнакомой стране, мы,
наверное, позаботимся об изучении языка, на котором общаются ее жители.
И горе путешественнику, который, не желая учить язык, будет полагаться
на старые путеводители или, еще хуже, будет стараться просто запоминать
внешние признаки пути. Есть ли у него шанс найти одну и ту же дорогую
второй раз? А проложить удачный маршрут? Относительно учебных предметов,
например, начального курса математики, это значит, что его целью должно
стать изучение математического языка (языка знаков) и овладение умением
им пользоваться (решать задачи, уравнения, выполнять определенные
арифметические действия с числами и т.п.).
Недаром каждое
детское сочинение содержит перечень умений, полученных за время
обучения, вещей, которые удалось открыть. Дети пишут, что выросли,
открывая для себя таблицу умножения и деления, изучая дроби, язык танца и
вежливого общения. Итак, учить можно легко. Быстро растет тот, кто
учится с удовольствием. Откроем эту истину детям, и они будут расти
радостно.
Когда помогают другим, учатся вместе. "Я расту, когда я помогаю” - эти слова детей свидетельствуют о справедливости известной формулы "Когда учу, учусь”.
Вместе с товарищами
не страшно и интересно рисковать - ребенок учится спокойно
анализировать, быть инициативным и искать новое. Вместе нелегко
работать, нужно со всеми договориться - ребенок учится доказывать,
объяснять, учитывать мнение других, отстаивать собственное,
согласовывать общие решения. „Самая большая роскошь - это наслаждение
понимания” (Леонардо да Винчи). Вместе можно сделать дело быстрее -
ребенок учится распределять роли и ответственно исполнять каждую из них.
А еще общая работа - это возможность Поступка: уступить в чем-то ради
общей цели, забыть на время о собственном "Я” и позаботиться о товарище,
словом, сделать то, о чем дети писали так - "Мне помогают расти добрые
поступки”.
И напоследок о том, чего дети не написали.
Дети растут, когда учатся расти. Важнейшим и самым желанным результатом школьного обучения считается способность ребенка к саморазвитию.
Не секрет, что рост
может происходить и стихийно, неосознанно. А может и вообще не
происходить, как в известной ситуации, описанной замечательным
психологом В.В.Давидовым - „что проспал Ваня”. Ребенок научился новому и
не заметил, как вырос. Полностью погруженный в процесс познания
математики, Ваня не заметил... себя растущего, не осознал, как это
произошло. Поэтому в конце урока на вопрос учительницы о том, чему дети
научились, уверенно отвечает, что и раньше это знал. Ребенок остался
тем, кого учат. Не произошло главное событие обучения - встреча с собой,
который учится.
Что мы теряем,
когда не заботимся о том, чтобы передать ученикам инструменты
саморазвития? Когда не акцентируем на этом внимание детей? Ответ
очевиден.
Прежде всего, дети
не приучаются к мысли о важности постоянного саморазвития, даже хуже: у
них не формируется ценностное отношение к росту, который собственно и
является смыслом жизни. Дети не приобретают (не перенимают, не создают
собственных, не открывают, не ищут) способов и средств саморазвития и
остаются беспомощными перед новыми проблемами, которых не жалеет для них
жизнь.
Что значит учить
расти? Заберите частицу "не”: создадим условия для свободного и
радостного роста, откроем, найдем вместе с ними необходимые способы,
позаботимся о том, чтобы они их присвоили. И лучше учить расти вместе,
погружаясь в совместно-распределенную деятельность, где каждый выполняет
собственную роль!
Понятно, что перечисленные моменты не исчерпывают темы. Тем не менее, задают важные ориентиры.
Остается лишь
добавить, что в воспитании, как отмечал Симон Соловейчик, "и один в поле
воин” - даже один взрослый в силах изменить к лучшему жизнь ребенка,
создать условия для его развития. А если нам объединить усилия?!
Ирина Васильченко, Елена Кондратюк,
специально для газеты "Початкова освита".
Статья на украинском языке напечатана в газете "Початкова освита". - 2011. - № 2.