Как вместе с детьми составлять справочник
В конце 3-го начале 4-го класса, по мнению психологов, происходит обособление внутри совместной деятельности и осуществляется переход от мы к я вместе с другими, что позже способствует формированию у учащихся индивидуального умения учиться. Такой переход можно осуществить, организовав с четвероклассниками работу по составлению справочника.
Остановимся подробнее на основных этапах работы учителя и учащихся по созданию, в частности, математического справочника.
Планируя работу по созданию детьми математического справочника, учителю нужно стремиться реализовать следующие задачи: 1. Помочь учащимся в освоении способов анализа содержания учебников математики, созданных по разным программам. 2. Создать ситуацию, в которой у школьников возникнет мотив составления сборника способов действий (на материале математики). 3. Вместе с учащимися разработать структуру каждой страницы справочника (описание способов действий должно быть задано в виде алгоритмов в знаковой и в словесной формах; заключительным этапом работы по использованию каждого способа действия будет его проверка). 4. Учить детей пользоваться справочником в самостоятельной работе.
Такой подход представляется нам оправданным по трем причинам: 1. Именно через обучение другого человека способу действия ребенок сам лучше осознает этот способ. 2. Возможность помочь младшему, научить его чему-то помогает четверокласснику(даже слабоуспевающему) почувствовать себя знающим, умелым, взрослым. 3. На уроках математики младшие школьники тоже будут открывать эти способы и им для понимания позиции других людей полезно познакомиться с вариантами работы, предложенными старшими товарищами.
Из опыта работы
Начиная работу по составлению справочника, мы предполагали, что осваиваемый общий способ работы по овладению новыми способами действия учащиеся позже захотят и смогут перенести и на другие предметы. И уже в процессе составления третьей страницы справочника по математике один из учащихся предложил в этой же тетради самостоятельно составлять справочник по русскому языку. Его одноклассники в основном поддержали эту идею. Для того, чтобы узнать мнение всех ребят, мы провели анкетирование. Мы задали детям вопрос: "Хотел (а) бы ты составлять справочник и по другим предметам?”. Учащиеся написали: «нет» – 4,2 %; «да» – 95,8 %. На вопрос «По каким предметам ты хотел (а) бы вести справочник?», дети ответили так: «по всем» – 26,2 %; «на уроках русского, украинского, английского языка» – 61,9 %; «по устным предметам» – 11,9 %. Примечательно, что двое ребят захотели составлять подобный справочник по химии, хотя данный предмет не изучается в 4 классе.
Опыт показывает, что математический справочник становится одной из "точек роста” учебной самостоятельности четвероклассников, так как в процессе его создания учащиеся не только осваивают математическое содержание, но и создают собственное (авторское) средство его освоения.
По материалам пособия: А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова "Урок в развивающем обучении". - М. : Вита -Пресс, 2008. - 288 с.
|