Не секрет, что учителя начальных классов больше внимания уделяют урокам математики, языка, считая их более серьезными, трудными. Уроки изобразительного искусства, трудового обучения часто оказываются на обочине процесса обучения. К моему огромному сожалению, я для себя совсем недавно открыла огромный потенциал этих предметов.
О важности, значимости анализа урока для
становления учителя как профессионала, кажется, не стоит и говорить. Для
начинающего учителя - анализ урока первая ступенька к профессии, для
профессионала - инструмент постоянного самосовершенствования, для
мастера - незаменимый элемент его работы, что-то типа утренней зарядки,
которая помогает держать форму.
Изменения, которые состоялись в обществе за последние несколько лет,
показали, что учителя - это одна из наименее защищенных категорий
общества. Речь идет, в первую очередь, о психологической незащищенности.
Профессия учителя предусматривает постоянное взаимодействие,
беспрерывное общение с учениками, их родителями, коллегами. Конечно,
общение это наибольшая роскошь, но и наибольшая ответственность, работа,
напряженная работа. Особенно сейчас, когда разрыв поколений особенно
глубокий и сложно преодолимый. Учителю необходимо уметь самоопределяться
в быстроменяющемся мире, уметь сохранять душевное равновесие в разных
ситуациях, получать радость от общения и просто жить полноценной
жизнью.
Вашему вниманию предлагается программа тренинга для учителей по организации
сотрудничества на всех уровнях: с родителями, учениками, коллегами.
Предлагаемая программа задумывалась как учебный семинар по организации
сотрудничества для педагогов средней экономико-правовой школы ХГУ «НУА».
Однако в процессе проведения (а особенно по окончании) обнаруживался
дополнительный эффект. Учителя говорили о том, что им стало намного
легче, они поняли, что не все проблемы они должны обязательно решать, и
что есть вообще «чужие» проблемы, которые решать в принципе невозможно.
Представленный тренинг проводился также и с учителями г. Киева.
В конце 3-го начале 4-го класса, по мнению
психологов, происходит обособление внутри совместной деятельности и
осуществляется переход от мы к я вместе с другими, что позже
способствует формированию у учащихся индивидуального умения учиться.
Такой переход можно осуществить, организовав с четвероклассниками
работу по составлению справочника.
Тема. Составление детьми проверочной работы по теме «Периметр». Цель. Создать условия для определения учениками степени своего владения темой «Периметр».
С 3-го класса нужно начинать учить детей планировать,
готовить и проводить уроки. Эта работа находится в зоне ближайшего
развития учащихся и в ней их соавторство проявляется в максимальной
степени.
Рост - это непрерывный и неудержимый процесс, в котором пребывают дети. Отсюда якобы сама собой вытекает мысль, что ничего особого нам, взрослым, делать для этого и не нужно - „природа знает сама”, просто не надо ей мешать. Относительно роста в прямом смысле слова, эта мысль, наверное, справедлива. Сложнее с психологическим развитием, ростом-взрослением. Впрочем, что об этом всём думают сами дети? Их мы и спросили о том, что им помогает расти, имея в виду прежде всего школьную жизнь-учёбу. Дети с гордостью не только рассказывали о школе, но коснулись и других тем. Мы послушали, записали, добавили собственные соображения, и вот что у нас получилось...